Кенсу

Где очень редко ступала нога человека красивое место в окрестностях Кегеня. Ущелье Кенсу в остаётся доступным только внедорожникам.

Дорога к Кенсу

Чарын
автодорога A-6 «Кокпек — Кеген»
мост на автодороге A-6 «Кокпек — Кеген» через реку Чарын
Жылысай

Скалы у реки Чарын

Чарын

В эту поездку мы отправились вместе с семьёй друга и детьми на его внедорожнике Nissan Safari Y60. Внедорожник с трёх дверным вариантом кузова и дизельным двигателем (аналог с левым рулём Patrol). Ехать в Кенсу на паркетнике крайне не рекомендую, слишком тяжёлые будут испытания, как минимум ценой ремонта подвески и агрегатов. Путь в те края пролегает по Кульджинской трассе от Алматы на Восток. Далее к Шелек – мимо Чарынского каньона (поворот к Долине замков) и перед Узунбулак направо в сторону Бестюбинского водохранилища. Затем суровая дорога по бездорожью вверх по течению реки Кенсу. Общее расстояние около 250 км, 210-220 км асфальта и 40-50 км грунтовой дороги.

Мойнакская ГЭС

Двигаясь от Узунбулака в сторону Кенсу, встретится грандиозное сооружение современности – Бестюбинское водохранилище. Тут же расположена Мойнакская ГЭС мощностью 300 мегаватт.

Бестюбинское водохранилище, Мойнакская ГЭС

Мойнакская гидроэлектростанция — высоконапорная, построена на реке Чарын в Райымбекском районе Алматинской области. Самая высоконапорная гидроэлектростанция СНГ.

От водохранилища грунтовая дорога ведёт в горную долину Кунгей Алатау. Открывается большая панорама, вдали видно село Кегень, за ним уже территория Кыргызстана (Киргизии). Мы сворачиваем направо в ущелье Кенсу. При въезде в ущелье пересекаем несколько речек. Постепенно ущелье сужается, появляется больше растительности и ёлок. Дорога становится очень извилистой с резкими перепадами высот, бывали моменты, когда мы цепляли задним свесом машины. По таким местам ехать на Safari одно удовольствие, она отлично проходит все препятствия. Буквально где-то за горой проходит граница с Киргизией.

Кегеты

Прохождение бездорожья

Суровая дорога вела к красивым местам. Первая попытка преодолеть реку Кенсу была успешной, однако цепляли подвеской внедорожника подводные булыжники. Оказавшись на левом берегу, решили немного проехать дальше. Потом пошёл дождь и мы вернулись обратно на правый берег. Там было выбрано место для ночлега. Выяснилось потом, что мы немного не доехали до горного озера.

При второй попытке штурмовать реку Кенсу, мы выбрали не удачную траекторию и внедорожник сел задним мостом на большой подводный камень. Мы оказались в двух метрах от берега без движения. Колёса вращались впустую. Вода медленно поступала в салон. Приняли решение покинуть машину. Через заднее боковое стекло начали вытаскивать детей. Подскользнувшись на скользких подводных камнях, семилетнего ребёнка уронили в ледяную реку, но быстро вытащили на берег.

В это время шёл дождь и высоко в горах температура составляла градусов десять с плюсом. Мокрый и замёрзший ребёнок наблюдал, как двое взрослых мужиков, по колена в ледяной воде пытаются хоть как-то сдвинуть внедорожник с места. Потом мы решили разгрузить багажник и облегчить вес машины. Нашли бревно от ели, кое как притащили, думали его засунуть в виде рычага под машину, но это было крайне тяжело и не получалось. Ноги и руки сводило от холодной воды, изредка выбегали на берег погреться на пол минуты, затем обратно с бревном в воду. Паники не было, был страх остаться тут на долго, особенно на ночь.

Пока мы пытали надежду сдвинуть сидячую на камнях машину, кончился дождь и вышло солнце. Вдруг с гор к нам спустилось чудо, я верю, это было послание от Всевышнего — внедорожник Toyota Land Cruiser 200. Тойота зацепила наш NissaN лебёдкой и вытянула из реки. Затем весьма неторопливо проехала речку рядом с тем местом где мы застряли. Следом проехали мы, река была пройдена.

Ночлег в ущелье Кенсу

Нашли живописное место среди елей у реки Кенсу. Здесь уже кто-то до нас отдыхал, есть след от костра и к сожалению спрятанные в кустах пакеты с мусором. Мокрую одежду разложили сушиться. Солнце не плохо начало прогревать землю и траву. Разожгли костёр, поставили палатки.

Кенсу

Погода сменилась на пасмурную и опять полил дождь. Пока мы не торопясь пили вино, я заметил, что наша двухслойная палатка пропускает воду. Началась вторая часть борьбы с водой. При весьма низкой температуре окружающей среды, возможно в тот момент я это называл другими нецензурными словами.. И даже это было не всё, в добавок обнаружил что наш надувной матрац спускает и нам грозит лежать спинами на промёрзшей земле всю ночь. Встал выбор, ехать домой или ночевать в этих условиях. Ехать домой было не безопасно, так как можно скатиться вниз с высоченного глиняного склона. Остался вариант ночевать. На место, где располагается палатка мы наломали и накидали ветки елей. Они заменили отсутствующие карематы. Поверх полуспущенного матраца положили одеяла. На свой страх и риск в палатку поместили газовую горелку, которая прогревала и сушила её изнутри.

Наступила ночь. Мы с сыном легли в палатку, с собой взяли газовую горелку и фонарик. Спалось не очень хорошо, я бы сказал хреново. Не смотря на наши усилий, от земли тянуло холодом, часто просыпался и включал горелку. Весь кошмар кончился в часов пять утра, когда я уже устал страдать и вылез наружу к костру.

Утро

Вышло солнце, мы позавтракали и пошли гулять вверх пешком по ущелью. Кристально чистый воздух и питьевая вода в реке. Всё это окружают высокие горы и ели. Глядя на карту можно увидеть, что совсем рядом популярные туристские места, Каинды, Кольсайские озёра и даже Киргизский Иссык-Куль совсем рядом. Несмотря на приграничную территорию, пограничных патрулей и проверок не было.

Во время этой суровой поездки я для себя сделал вывод, что для подобного туризма должна быть отличная экипировка. Во-первых нужен соответствующий автомобиль, надёжный и проверенный испытаниями. Необходима соответствующая одежда и полный комплект запасной. Палатка должна быть не промокающей. Карематы в горы брать с собой обязательно, без них никак.